ОБ ИЗДАНИИ - ОБЛАСТНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК АВАНТ-ПАРТНЕР Подписка на экономический еженедельник "Авант-ПАРТНЕР" Реклама в экономическом еженедельнике "Авант-Партнер"
Экономический еженедельник Авант-ПАРТНЕР

Заказать подписку Ежедневные новости Газета "Авант-партнер" Авант-партнер РЕЙТИНГ

menu
"АВАНТ-ПАРТНЕР"
Номер 31(168) от 16 Октября 2007г.





Контент Номера
Контент рубрики
Актуально

БОРЬБА С МИРОВЫМИ тенденциями в местном масштабе

Кемеровские власти и областного, и городского уровня решили остановить рост цен на продовольственные товары, наметившийся в августе-октябре текущего года. Предприниматели расценили это как попытку решить макроэкономические вопросы на уровне отдельно взятого города.

Кемеровские власти и областного, и городского уровня решили остановить рост цен на продовольственные товары, наметившийся в августе-октябре текущего года. Предприниматели расценили это как попытку решить макроэкономические вопросы на уровне отдельно взятого города.

5 октября для анализа динамики роста цен на основные продукты питания было созвано чрезвычайное заседание Кемеровского горсовета. Начальник управления потребительского рынка и развития предпринимательства городской администрации Нина Гостева ознакомила присутствующих с тем, на какие группы товаров и насколько выросли цены в последний месяц.

Например, молоко за последний месяц подорожало на 16%, кефир – на 12%, сметана – на 17%, подсолнечное масло – на 60%. В среднем на хлебопродукты, растительное и животное масла, мясо и молоко цены в сентябре выросли на 20-40%. Однако подорожание коснулось не всех продуктов. По словам Нины Гостевой, на сахар в столице Кузбасса цена даже снизилась на 4%. Основной причиной роста цен, по мнению начальника управления, стало удорожание сырья.

Своё видение проблемы и путей её решения высказали и представители бизнеса – торговли и производственных предприятий. Так, Александра Колесник, генеральный директор ЗАО «Система Чибис», помимо повышения цен на сельскохозяйственную продукцию, назвала также рост цен на энергоносители, увеличение банковских процентов и некоторые иные причины: «Город повысил стоимость аренды помещений. Зарплата кассиров у нас 7 тыс. рублей, по этому поводу меня вызвали в налоговую инспекцию. А за счёт чего жить торговому предприятию, у которого наценка на товары всего 5%?». Региональные власти политикой поддерживания местного производителя, также, по её мнению, не способствуют снижению цен рыночными механизмами: «Куриное яйцо новосибирских производителей стоит 18 рублей за десяток. Нам в Кузбассе рекомендуется приобретать продукцию местных производителей. Компания АЛПИ, так называемый «местный» производитель, продаёт яйца по 25 рублей за десяток».

Анатолий Волков, директор «Крестьянское хозяйство Волкова А.П.», рассказал о способах поддержания невысоких цен, принятых на его предприятии: «Мы имеем два убойных цеха в Кузбассе и два за его пределами: в республике Горный Алтай и в Алтайском Крае. Это позволяет одновременно поддерживать местного производителя и закупать мясо, в том числе и там, где оно дешевле».

Генеральный директор ОАО «Кемеровский молочный комбинат» Владимир Новиков среди причин роста цен на молочную продукцию назвал рост потребления молока в развивающихся странах, в том числе в Китае и Индонезии, неурожай в Новой Зеландии, снижение выработки сухого молока и, как следствие – рост спроса на молочное сырьё.

По мнению председателя горсовета Александра Любимова, поддерживать низкие цены на социально значимую пищевую продукцию можно путём создания в крупных торговых сетях небольших отделов, в которых бы продавались до 10 наименований продуктов с минимальной наценкой (максимум 3-5%). А поскольку «упаковка серьёзно влияет на рост цен, продавать эти продукты можно было бы в простой упаковке или на вес». В качестве примера Александр Любимов привёл сеть магазинов «Пенсионер», собственник которого, Абрам Янгилов, нашёл возможность вести торговлю по социально приемлемым ценам. Но Александре Колесник данный аргумент показался неубедительным: «Именно ценовая политика сети «Пенсионер» привела к тому, что Янгилов уходит с рынка. Теперь его основным бизнесом становится сдача в аренду торговых помещений».

Между тем, наценки торговых сетей производители назвали важным фактором подорожания продуктов. Однако возможностей контролировать цены на свою продукцию после её поступления в сети Анатолий Волков не видит, поскольку «сегодня скорее сети диктуют нам свои условия, чем мы им. Поэтому решением проблемы роста цен могло бы стать создание фирменных отделов на производстве и открытие сети магазинов «Кузбасский продукт», в которой можно было бы продавать продукцию местных производителей с небольшой наценкой». По расчетам Анатолия Волкова, для окупаемости было бы достаточно 5%. Однако непременным условием в таком случае является предоставление земельных участков и помещений для этой сети на льготных условиях.

Александра Колесник оценила такую перспективу не слишком оптимистично: «Идея создания таких магазинов может привести к тому, что земельные участки и объекты раздадут по льготным ценам. А потом, когда взявшиеся за это предприниматели «не потянут», начнётся продажа по рыночным ценам того, что когда-то было приобретено по льготным». Практически все предприниматели отметили тщётность попыток властей сдерживать цены административными методами. «Искусственный контроль за ценообразованием приведёт к тому, что производителям будет невыгодно производить, а продавцам – продавать», – выразила своё отношение Александра Колесник. Глава города Владимир Михайлов посмотрел на это иначе: «Меры по сдерживанию цен необходимы, если мы живём в городе, который уважаем. Понятно, что во многом повышение цен объясняется инфляционными ожиданиями оптовиков и прочих участников рынка, но стоит ли оно тех социальных проблем, к которым это повышение привело? В мире играть с населением никто не хочет, поскольку это опасные игры». В целом мэр иронично отреагировал на услышанное: «Хоть про Индонезию рассказали. Всё-таки интересно: это же не просто так, а Индонезия».

В борьбу за сдерживание роста цен вступили и региональные власти. На совещании 7 октября губернатор Кемеровской области Аман Тулеев потребовал, по сообщению пресс-службы областной администрации, «сделать все, чтобы в Кузбассе цены на продукты первой необходимости были самые низкие среди регионов Сибирского федерального округа». Администрация области уже инициировала заключение соглашения между сельхозпроизводителями, предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности и торговыми организациями, которые обязуются необоснованно не повышать цены на молочную продукцию по всей цепочке ее формирования. Соглашение распространяется на социально-значимый перечень молочной продукции: молоко 2,5% жирности в пленке, кефир 2,5% жирности в пленке, сметана 10% жирности, творог нежирный весовой, масло коровье сладкосливочное 72,5% жирности, весовое. К слову, продовольственные цены в Кузбассе и сейчас ниже, чем в соседних регионах. Так, средняя стоимость колбасы в области составляет 151,96 рублей за килограмм, в то время как в Барнауле она держится на уровне 160,96 рублей, в Новосибирске и Томске – около 159,63 рублей. Дешевле в Кузбассе также столовое яйцо, сахар-песок, рис, капуста и некоторые другие продукты.

Еще одна мера, предложенная губернатором – проведение в городах Кузбасса продовольственных ярмарок, на которых производители смогут продавать продукты без посредников. По сообщению пресс-службы, предполагаемые цены на таких ярмарках будут на 10-15% ниже магазинных. Первая ярмарка в Кемерове прошла 12 октября.

Ксения Сидорова





СВЕЖИЙ
НОМЕР

ВТОРНИК
30 ОКТЯБРЯ 2007

Мегапортал - Мой Кемерово Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

Областной экономический еженедельник "Авант-партнер". ООО "Издательский дом "Деловой Кузбасс"
Дизайн: Ivan V. Shavnev